Регионы России: опасная конкуренция за инвестиции

https://leasingft.ru/logotype/IMG_SIZE.php?token=0e83193ef2ca13308aec3a34a437503a&ID_PNG=7084318&kartinka_png=http%3A%2F%2Fnimfa-ekb.ru%2F__kartinka%2F30_03_2017%2F105426_www.pravda.ru_30032017.png&size_png=250

После двухгодичного спада, связанного с экономическим кризисом и введением антироссийских санкций иностранные инвесторы снова возвращаются в Россию. Чего хочет любой инвестор, заходя на чей-либо рынок, это ясно: он хочет прибыли. А чего, по большому счету, наша страна хочет от иностранных инвесторов? Вопрос не столь риторический, как кажется на первый взгляд.

Инвесторы поверили в Россию, Россия вошла в список самых привлекательных… и т. д. — ликуют сегодня СМИ. Повод для ликования действительно есть: после почти трехкратного падения в 2014 году приток иностранных инвестиций в нашу страну вновь растет, причем довольно быстрыми темпами. Правда львиную их долю составляют так называемые портфельные, или спекулятивные, инвестиции — покупка ценных бумаг (акций, облигаций) компаний с целью извлечения прибыли за счет процентов или дивидендов. Активность спекулянтов неудивительна: по данным агентства Bloomberg, сегодня доходность российских ценных бумаг в девять (!) раз превышает средние показатели для стран Евросоюза. Однако такой привлеченный капитал во всем мире считается довольно неустойчивым — при первых признаках неблагополучия портфельные инвесторы скидывают дешевеющие бумаги и бегут с рынка.

Более отрадно, что наряду с портфельными растет и число прямых инвесторов, вкладывающих деньги в размещение на территории России промышленных производств даже несмотря на то, что кризис внес в экономику довольно существенные коррективы. Изрядно полегчавший по сравнению с 2013 годом рубль, удешевивший стоимость рабочей силы (для инвестора это несомненный плюс), уронил и внутренний спрос, перекроив тем самым отраслевую картину.

Произошедшие изменения хорошо иллюстрирует рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов, подготовленный нынешней зимой рейтинговым агентством RAEX (Эксперт РА). В частности, прежние лидеры роста: Калужская и Калининградская области, — сдали свои позиции. Особенно показательна в этом плане Калужская область, с 2009-го по 2014 год неизменно находившаяся в числе лидеров по объему прямых иностранных инвестиций в расчете на душу населения благодаря многочисленным иностранным автозаводам, расположенным на ее территории. Но сейчас, в ситуации, когда спрос на иномарки существенно снизился, регион переживает не самые легкие времена — в отличие, кстати, от Самарской области, родины АвтоВАЗа. Объемы производства старой доброй Лады, хотя и снизились, но гораздо меньше, в кризис ее доля на отечественном авторынке даже возросла.

Вместо лидеров-автогигантов взгляды инвесторов, в том числе и иностранных, теперь притягивают к себе, во-первых, агропромышленные регионы (Тамбовская и Воронежская области, Ставропольский и Алтайский края); во-вторых, регионы с развитым химпромом (Татарстан, реализующий крупные проекты по переработке нефти и производству нефтепродуктов, Тульская область, с советских времен сохранившая мощный комплекс химпредприятий — производителей минеральных удобрений, синтетических волокон и бытовой химии, и Новгородская область, где также имеются крупные предприятия по производству минеральных удобрений).

По-прежнему привлекательны для инвесторов субъекты, которые, по выражению авторов рейтинга, остаются тяжеловесами: Московский регион и Ленинградская область. Потребительский спрос в них тоже упал, но значительно меньше, чем в целом по России. Оба региона к тому же выехали из кризиса в прямом смысле слова. В Москве последние четыре года ежегодно вводится в строй и реконструируется около 100 километров дорог. В прошлом году открылось для пассажиров Московское центральное железнодорожное кольцо, которое одним фактом своего существования вдохнуло жизнь в окрестные промзоны — теперь туда стремятся девелоперы. Примеру старшей сестры следует и Московская область, где продолжается строительство Центральной кольцевой автодороги и новой автомагистрали в направлении Санкт-Петербурга.

Будучи стесненными по части финансов больше, чем до кризиса (перечисления из федерального бюджета значительно сократились), и стремясь увеличить налогооблагаемую базу, большинство российских регионов заманивают инвесторов привлекательными условиями работы. Ведь новые фабрики и заводы — это повышение доходов в бюджет в долгосрочной перспективе, создание рабочих мест, обучение новой культуре производства, обеспечение региона продукцией собственного изготовления. Умение привлечь на свою территорию и создать условия для работы иностранных производителей — это безусловный плюс руководству региона, такой опыт приветствуется на всех уровнях.

По данным минпромторга, сегодня в нашей стране действует более 90 индустриальных парков, которые привлекли более 200 иностранных компаний из 25 стран мира, в первую очередь из Германии, Италии, Японии, Франции, Финляндии. Каждый год создаются новые территории опережающего развития (ТОРы), особые экономические зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа, обитателям которых предоставляют различные налоговые и прочие преференции. На федеральном уровне законодательно введен новый инструмент — специальный инвестиционный контракт между инвестором и Российский Федерацией (или ее субъектом). В этом документе фиксируются обязательства инвестора по освоению производства промышленной продукции в предусмотренный срок и принимающей стороны, которая гарантирует инвестору стабильность налоговых и регуляторных условий в течение реализации проекта и предоставляет меры стимулирования и поддержки. Борьба с коррупцией и административными барьерами также дала свои плоды. Неслучайно за последние пять лет (с 2011-го по 2016 год) Россия сделала впечатляющий рывок в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса (Doing Business), поднявшись со 124-го до 40-го места.

Шанс есть абсолютно у всех. Наличие ресурсов — это не определяющий фактор. Те оценки, которые дает бизнес, и те, которые появляются в национальном рейтинге инвестпривлекательности регионов, говорят о том, что качество команды и управленцев, которые есть в регионе, умение предложить наиболее интересные условия, выдержать свои обещания, дать имеющиеся возможности для инвесторов — это, наверное, самое главное, — отмечал в одном из своих выступлений, генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин.

Спору нет — привлекать долгоиграющих инвесторов нашей стране, как и любой другой, безусловно, полезно. Сегодня на любом профильном форуме детально обсуждается, как это лучше сделать, выслушиваются и анализируются мнения на этот счет представителей иностранных компаний. Значительно реже публично поднимается другой вопрос: а что от такого сотрудничества, по большому счету, ждет Россия? Каковы на этот счет государственные (не в масштабах отдельных регионов, а в масштабах страны в целом) приоритеты.

Большинство опрошенных Правдой.Ру экспертов в своем мнении единодушны: налоговые поступления — это хорошо. Но основное, что мы, как и любая страна, намеренная активно развиваться, хотим от иностранцев, — это передача передовых технологий и выход на новые внешние рынки сбыта. И с этим как раз есть проблемы.

Формально редко бывает, чтобы иностранный инвестор не выполнил заложенные в договоре или контракте требования по уровню локализации, — делится своим мнением с Правдой.Ру заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Дмитрий Кувалин. — Другое дело, что наиболее технологичные узлы и агрегаты (например, в автомобилестроении это двигатели и коробки передач, где и зашиты высокие технологии) попадают при этом в нелокализованную часть. В современном мире технологические ноу-хау запрятаны так надежно, что, даже получив готовую продукцию, невозможно понять, как работает тот или иной ключевой чип. Конечно, за последнее время государством были достигнуты определенные успехи в части принуждения к локализации, но пока они носят точечный характер.

К сожалению, сетуют эксперты, во многих сферах российской промышленности до сих пор нет четких требований по локализации иностранного производства. Региональные и отраслевые программы по объявленному импортозамещению не согласованы между собой, а зачастую и противоречат друг другу. Регионы конкурируют друг с другом за инвесторов — в основном уже упомянутыми льготами и преференциями. В итоге складывается парадоксальная ситуация.

Это льготное соревнование порой приводит к тому, что регионы на какой-то период просто обнуляют свои бюджетные доходы в настоящем с расчетом на будущие поступления, — считает Дмитрий Кувалин. — В результате льготы выданы, займы под строительство инфраструктуры набраны, кредиты надо отдавать, но из-за падения объема продаж выпускаемой в регионе продукции ожидаемого потока налоговых поступлений бюджет не получил — в итоге образуется дефицит.

В подобной ситуации оказалась сегодня, например, Калужская область. С точки зрения текущего состояния бюджет там нормальный, но в плане соотношения доходов и задолженности ситуация неблагоприятная… Вообще, ситуация, когда регионы фактически вынуждены конкурировать за инвестора, — глобально неправильная. Для экономики в целом было бы лучше, если бы эта конкуренция уступила место сотрудничеству и правильному разделению труда.

Дата публикации: 30-03-2017 - подробнее...



Другие новости:

Холдинг Солнечные продукты передал Россельхознадзору свои законодательные предложения по обеспечению качества зерновых

Диалог между крупным агропромышленным холдингом и надзорным ведомством прошел на площадке Солнечных продуктов. Решение о выездном совещании по вопросам правоприменения управление Россельхознадзора по Саратовской области принято еще в октябре, сама встреча состоялась 16 ноября.

Тонар представил новые модификации самосвала

Одним из основных достоинств конструкции самосвалов стала алюминиевая цельнометаллическая двухместная кабина, производство которой было полностью освоено на мощностях предприятия. Испытания самосвала с отечественным двигателем планируется провести в карьерах Ростовской области.

Татагропромбанк признан банкротом

Арбитражный суд Татарстана удовлетворил иск Центробанка о признании Татагропромбанка банкротом, сообщает ТАСС. По данным регулятора, кредитная организация проводила операции, направленные на финансирование учреждений, входящих в неформальную банковскую группу, возглавляемую Татфондбанком.

Во Владивостоке открылся новый дилерский центр Восток-УАЗ

«В духе свободы и приключений» — под таким девизом 18 мая во Владивостоке прошла презентация нового дилерского центра «Восток-УАЗ».

Аэрофлот подал в суд на производителя SSJ-100

Аэрофлот обратился в Московский арбитражный суд с иском о взыскании с Гражданских самолетов Сухого (ГСС) 576 миллионов рублей. Речь идет о контракте, заключенном между компаниями в июле 2011 года, на поставку в лизинг десяти пассажирских авиалайнеров SSJ-100, сообщает газета Ведомости со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией.

Гостиница Алтай в центре Барнаула закрылась на реконструкцию

Плата Supero C9X299-PG300 рассчитана на геймерскую аудиторию

Убрать сопли в подъездах: Минстрой предложил заменить радиоточки на интернет

СК сообщило о многолетнем запрете прокуратуры на проверки Зимней вишни

Чайка рассказал о криминальных талантах Березовского и полонии

Посетителям Зимней вишни помешали спастись горючие токсины

Обезглавленная кукла всполошила немецкую полицию

Байкер врезался в группу велосипедистов на Украине

Британская библиотека опубликовала сотни записей дикой природы начала XX века

Павильон Макет Москвы вновь открыт для посетителей

На ВДНХ вновь заработал павильон Макет Москвы

Театры Современник, Шалом и Et Cetera обновят в этом году

Эксперты проверили качество работ на дороге Солнцево Бутово Видное

Ford начнёт масштабное развёртывание сервиса робомобилей к 2021 году

Обзор рынка
Новости