Ниже дна или снова рост: куда движется российская экономика

Чем ближе конец года, тем интереснее то, что происходит с российской экономикой. А происходит с ней всякое, что позволяет, к примеру, разным аналитикам одновременно восклицать: "Рецессии — конец!" и "Экономика опускается ниже дна!". Так что скучно точно не будет.

Росстат выпустил данные о том, что происходило в российской промышленности в сентябре и за все 9 месяцев 2016 года. Первый вывод: в драйверы роста экономики она точно не рвется. Стабильность, говорят, признак класса. Если так, то российская промышленность очень даже классная. В 2014 году она честно росла, сумев прибавить 3%, потом — на рубеже 2014 и 2015 годов — случился слом: промышленность упала на 4%. После чего общий тренд стабилен, как пульс покойника. Промышленность замерла на уровне 98–99% от уровня среднемесячного индекса за 2013 год. И ни шага в сторону.

Что нового привнес сентябрь? Промышленное производство в России выросло на 1,8%, если считать месяц к месяцу, то есть по отношению к августу, и снизилось на 0,8%, если считать год к году, то есть к сентябрю 2015 года. Напомню: в августе в годовом измерении промышленность выросла на 0,7%. Соответственно, наблюдателей сентябрьская динамика разочаровала — ждали продолжения восстановления не только по отношению к августу, но и к прошлогоднему сентябрю. Не вышло.

Особенно разочаровывает, что в очередной раз оступилась обрабатывающая промышленность. Сокращение объемов выпуска в обрабатывающем секторе в годовом измерении составило 1,6%. Сколько раз на этот сектор возлагали свои надежды и ЦБ, и Минэкономразвития, а он то тянет, то не тянет. Причем не тянет — чаще.

Лидеры снижения — металлургия, стройматериалы и пищевая промышленность. Последняя показывает, насколько ветрена новая фаворитка политиков под названием импортозамещение.

Ситуация в автомобилестроении (один из самых отстающих секторов прошедших месяцев) выглядит неодноцветно: выпуск легковых автомобилей продолжает падать, в сентябре он в годовом измерении снизился еще на 1,6%, зато бурно спуртовало производство автобусов (годовой рост на 42,4%) и грузовых автомобилей (на 14,9%).

И все-таки свет в конце тоннеля брезжит. По данным Росстата, за девять месяцев 2016 года промпроизводство в годовом измерении выросло на 0,3%, и есть основания полагать, что рост продолжится.

Так что зачем искать какой-то один драйвер, если его нет? Драйверы — они, как лидеры в многодневной велосипедной гонке, будут постоянно меняться. Главное — экономика-то пусть медленно, но поднимается. Правда, получается, что надежды на рост питает главным образом слабая статистическая база 2015 года, но тут уж ничего не поделаешь — хоть так. В общем, пока плоховато, но будет лучше.

Что ж, с одной стороны, ну и бог с ними, с драйверами. В конце концов ведь собираются в России производство и запуск автомобилей без водителя начать с "КамАЗов" — и ничего. Будет убедительнее какой-нибудь Tesla, и уж точно страшнее.

Но есть и другая сторона. Если экономика с кризисом справляется сама, а правительство не может ей не то что помочь с определением главной опоры подъема, но даже угадать отрасль-драйвер, то есть ли в России на деле, а не на бумаге экономическая стратегия?

На самом деле стратегия есть. Но у каждого ведомства она своя, друг с другом они никак не увязаны, а уж финансовых ресурсов под них и вовсе нет — это совсем другая история. В таких условиях стратегией стоит считать бюджет, тем более его вернули из пожарного годовалого режима в трехлетний.

Дата публикации: 01-11-2016 - подробнее...


Другие новости:

Холдинг Солнечные продукты передал Россельхознадзору свои законодательные предложения по обеспечению качества зерновых

Диалог между крупным агропромышленным холдингом и надзорным ведомством прошел на площадке Солнечных продуктов. Решение о выездном совещании по вопросам правоприменения управление Россельхознадзора по Саратовской области принято еще в октябре, сама встреча состоялась 16 ноября.

Тонар представил новые модификации самосвала

Одним из основных достоинств конструкции самосвалов стала алюминиевая цельнометаллическая двухместная кабина, производство которой было полностью освоено на мощностях предприятия. Испытания самосвала с отечественным двигателем планируется провести в карьерах Ростовской области.

Татагропромбанк признан банкротом

Арбитражный суд Татарстана удовлетворил иск Центробанка о признании Татагропромбанка банкротом, сообщает ТАСС. По данным регулятора, кредитная организация проводила операции, направленные на финансирование учреждений, входящих в неформальную банковскую группу, возглавляемую Татфондбанком.

Во Владивостоке открылся новый дилерский центр Восток-УАЗ

«В духе свободы и приключений» — под таким девизом 18 мая во Владивостоке прошла презентация нового дилерского центра «Восток-УАЗ».

Аэрофлот подал в суд на производителя SSJ-100

Аэрофлот обратился в Московский арбитражный суд с иском о взыскании с Гражданских самолетов Сухого (ГСС) 576 миллионов рублей. Речь идет о контракте, заключенном между компаниями в июле 2011 года, на поставку в лизинг десяти пассажирских авиалайнеров SSJ-100, сообщает газета Ведомости со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией.

KASKAD FAMILY запускает программу рассрочки совместно с ВТБ 24 ЛИЗИНГ

Семейство компаний KASKAD Family, специализирующееся на системном строительстве малоэтажных загородных ЖК комфорт-класса, а также компания ВТБ24 Лизинг сообщают о запуске нового финансового продукта – беспроцентной рассрочки.

Паспорта остаются на бумаге -- Переход на электронные ПТС могут перенести

Как стало известно "Ъ", страны ЕАЭС могут все же не перейти на электронные паспорта транспортных средств (ЭПТС) с 1 июля. 17 мая совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) рассмотрит вопрос об отсрочке перехода.

Обзор рынка
Новости